Смогу ли я изменить мир?

09 июля 2016

 

 

Предлагаем обзор посвященный художественным произведениям о борьбе человека против системы.
Вообще, из ситуации «один человек против группы» без особых потерь выбираются только герои голливудских фильмов. В жизни же все намного сложнее. Система, в которой мы живем, так или иначе несовершенна, и она должна допускать некоторую гибкость, иначе не возможно её развитие. Человеку нужна некоторая свобода, и если система её не обеспечивает, нужно с ней бороться.

 


9786177025237

Кизи К. Над кукушкиным гнездом [Текст] : роман / К. Кизи. — К. : Велмайт, 2014. — 416 с. — (Классика жанра). 

.

«Над кукушкиным гнездом» – первая книга Кена Кизи. Действие романа происходит в психиатрической больнице. Повествование идёт от лица рассказчика — огромного индейца по кличке Вождь Бромден, который притворяется глухонемым, что позволяет ему присутствовать в качестве безмолвного наблюдателя при чужих разговорах. Один из главных героев романа — пациент Макмёрфи — симулирует психическое расстройство только для того, чтобы избежать каторжных работ. Бунтарь и индивидуалист, он принимается рушить устроенный в больнице порядок и оказывает значительное влияние на других пациентов, учит их наслаждаться жизнью и даже освобождает от хронических комплексов. Читатель попадает в сумасшедший дом, который оказывается своеобразной моделью общества. Там действуют те же законы, царят схожие порядки. Но постепенно его подталкивают к выводу, что на самом деле общество — это модель сумасшедшего дома. Они меняются местами. Пациенты психиатрической клиники — вовсе не безумцы. Они находятся в ней добровольно. Потому что «психушка» для них — как убежище, последнее пристанище. Хотя и там общество не оставляет их в покое. 


11604

Оруэлл, Д. 1984 [Текст] : Роман / Д. Оруэлл. — М. : ДЭМ, 1989. — 320 с.

.

Автор описывает общество, живущее по правилам, цель которых – уберечь это самое общество от разрушения. Тщательно продуманные законы направлены на построение «общего блага». Это подразумевает под собой полный контроль над человеком: над его мыслями, словами, действиями. И даже глубже – над его чувствами, эмоциями и впечатлениями.
В Лондоне будущего живет главный герой романа Уинстон Смит. Он работает в Министерстве Правды и вроде бы является частью управляющей машины. Но в нем начинают зарождаться мысли по поводу правильности устоев, которые он защищает. Ему предстоит осознать и внутреннюю слабость через собственное предательство, и потерю веры – внутренней веры в то, что Система, которой он служит, совершенна. Мир будущего, описанный Оруэллом, для нас является миром прошлого, ведь 1984 год уже прошел. Но так ли это? Ведь коррекцией правды сейчас занимаются многие журналисты, политики и общественные деятели. А контроль настроений в век Интернета технически легко реализуем – да и зачем различным ведомствам привлекать большие ресурсы, когда человек сам «выкладывает» себя и свои мысли на страницах социальных сетей?


zamjatin_my

Замятин Е.И. Мы: Роман. Рассказы. Повесть / Замятин Евгений Иванович; Сост. О.Михайлов; Ред. Н.Лагранж; Худож. В.Конопкин. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 365 с.  

/

Роман Евгения Замятина «Мы» рассказывает о бунте человеческого духа против рационального, механизированного, бесчувственного мира. В романе жители Утопии в двадцать шестом веке настолько утратили свою индивидуальность, что различаются по номерам. Живут они в стеклянных домах, что позволяет политической полиции, именуемой «Хранители», без труда надзирать за ними. Все носят одинаковую униформу. Питаются искусственной пищей и в час отдыха маршируют под звуки гимна Единого Государства. Однако, вопреки бдительности Хранителей многие древние человеческие инстинкты продолжают действовать. Рассказчик, №503, талантливый инженер, но, в сущности, заурядная личность, живет в постоянном страхе, ощущая запретные желания. К примеру, он влюбляется (а это, конечно, преступление). И оказывается, что он не один такой. Существует целое подпольное движение сопротивления. На протяжении романа №503 становится настоящим, чувствующим эмоциональным человеком. Но Замятин делает следующий шаг, он превращает этого сформировавшегося живого человека обратно в машину. №503 подвергается операции по облучению участка мозга, ответственного за чувства и эмоции, после чего ему легко совершить то, что он всегда считал своим долгом, то есть выдать своих сообщников полиции.  


Harper_Li__Ubit_peresmeshnika....jpeg

Ли, Х. Убить пересмешника… [Текст] : роман / Х. Ли. — М. : АСТ; Астрель; Полиграфиздат, 2011. — 396 с. 

/

В этой книге писательница использует интересный прием: мир взрослых показывается глазами ребенка. Повествование ведется от лица маленькой девочки Джин-Луизы Финч, которую все называют «Глазастик». «Глазастик» с папой-адвокатом (мама ее умерла) живет в маленьком городке на юге США. Местечко это живет замкнутой жизнью по своим законам, и бури внешнего мира почти не касаются его. В центре романа лежит судебное дело по бездоказательному обвинению негра в изнасиловании белой женщины. Общество не сомневается в виновности негра, потому что он – чернокожий. Отец героини – Аттикус Финч – решает выступить адвокатом и защищать чернокожего, на которого ополчился город. Это чуть не стоит жизни ему, а затем и его дочери. На этот сюжет накладываются и психологические проблемы подрастающей девочки, которая постепенно понимает, что мир вокруг нее не столь благополучен, как ей казалось. 


76615

Кафка, Ф. Процесс; Замок; Превращение; В исправительной колонии [Текст] : романы, новеллы / Ф. Кафка. — М. : АСТ; Транзиткнига, 2006. — 638 с.

/

Созданный в начале XX века, этот роман на протяжении целого столетия волнует умы литературных критиков и кинорежиссёров. Сюжет таков: главного героя, Йозефа К., арестовывают, не называя причины, двое сотрудников некой организации. Однако Йозеф продолжает вести свою жизнь, как ранее, так как организация не опасается его побега. Его приглашают в суд, посещают дома и на работе, преследуют. Все это время он пытается выяснить причину своего ареста, но никак не добьется ответа от окружающей его бюрократии. Когда-то давно Шекспир сравнил человеческую жизнь с театром. Кафка пошёл ещё дальше: он увидел в жизни один бесконечный судебный процесс, бессмысленный и беспощадный. Вина персонажа неизвестна даже судьям, ведущим его дело. Он виноват просто потому, что каждый человек в этой жизни может быть в чём-то виноват, и этого – достаточно.
Фредерик Бегбедер писал: «Система побеждает в тот миг, когда ей удается заставить людей полюбить свою тюрьму». Нужно ли мириться с той реальностью, которая навязывается власть имущими? Способен ли один человек или группа людей бороться за свободу — и победить? Читайте предложенные книги, и вы найдете ответы на эти вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

вверх